Внедрение системы мониторинга ИТ-инфраструктуры для крупнейшего туристического оператора Восточной Сибири
Заказчик
Группа компаний ИСТЛЭНД – крупнейший туристический оператор Восточной Сибири. Сфера интересов компании охватывает туризм, строительство, авиацию и водные перевозки.
Авиакомпания АНГАРА, Восточно-Сибирское речное пароходство, Туристическое направление ИСТЛЭНД, отели ИРКУТСК и КОРТЪЯРД МАРРИОТТ, Центр отдыха БАЙКАЛЬСКИЕ ДЮНЫ, Горнолыжный комплекс ИСТЛЭНД, Автотранспортное предприятие АВТОРЕСУРС, Клуб фитнеса и красоты FIRST, медицинская клиника БАЙКАЛ-МЕДИКЛ - предприятия, входящие в Группу компаний.
К специализации заказчика относится:
строительство отелей и туристических центров. В собственности находятся земельные участки в различных точках озера Байкал;
создание баз по обслуживанию и дозаправке яхт и катеров в ключевых точках Байкальского водного бассейна;
фрахт пассажирских кораблей различного класса для проведения праздничных и деловых мероприятий.
В части коммерческой аренды заказчик владеет несколькими объектами в Иркутской области – это крупные промышленные, торговые, складские и офисные помещения от 1000 кв. м в городах Иркутск, Братск и др. Также заказчик занимается грузовыми и пассажирскими авиаперевозками, перевозкой грузов по озеру Байкал и реке Ангара.
Ситуация
Заказчик имеет многочисленные разрозненные объекты, которые значительно удалены друг от друга. Расстояния между объектами достигают 1000 км. Для обеспечения связи между объектами организована защищенная сеть VPN на маршрутизаторах Cisco и MikroTik. Основные программные и аппаратные элементы в составе ИТ-инфраструктуры заказчика включают:
система виртуализации VMware vSphere 5.x-6.x (3 кластера под управлением vCenter Server);
системы хранения данных Lenovo, IBM, Synology;
коммутаторы HP, Cisco;
маршрутизаторы Cisco, MikroTik;
IP-телефония на базе Asterisk;
Web-сайты различных бизнес-направлений компании.
Заказчик ранее не использовал систему мониторинга своей ИТ-инфраструктуры и не имел оперативной информации о состоянии инфраструктуры. Зачастую о падении сервисов ИТ-отдел узнавал от конечных пользователей. Сроки устранения неисправностей затягивались. Периодически приостанавливались те или иные процессы. Страдала репутация компании.
Заказчику требовалась система, которая будет позволять:
отслеживать пропадание связи от провайдера;
заранее узнавать об отказе оборудования пользователей.
Решение
ISIB ранее сотрудничал с заказчиком в рамках проекта по созданию ядра сети. Для решения текущей задачи было предложено внедрить систему мониторинга с открытым исходным кодом Zabbix. Система планировалась как эффективный инструмент мониторинга ИТ-инфраструктуры. Она позволяет собирать объективную информацию о состоянии и качестве ИТ-сервисов и превентивно реагировать на потенциальные проблемы с качеством и доступностью. Система снимает показания с сетевого серверного оборудования, а также с сервисов заказчика (почта, СЭД, IP-телефония). На основании снимаемых показаний производится рассылка уведомлений ответственным лицам.
Система также отвечает следующим требованиям:
управление правами пользователей на основе модели ролей;
рассылка уведомлений о событиях с возможностью разделения по степени важности события, группе пользователей, времени суток, группе устройств/сервисов;
интерактивные карты ИТ-инфраструктуры с отображением текущего состояния и проблем на элементах карты;
возможность получения отчета о текущих проблемах с выборкой в зависимости от группы устройств/сервисов, степени важности проблемы;
система зависимостей между элементами ИТ-инфраструктуры позволяющая не допускать лавинообразной рассылки уведомлений о проблемах на зависимых устройствах/сервисах;
хранение исторических данных о значениях собираемых метрик с возможностью построения графиков за произвольный интервал времени;
поддержка из коробки сбора метрик по наиболее распространённым линейкам оборудования и программного обеспечения;
возможность доработки/адаптации стандартных и создания собственных шаблонов мониторинга;
система подсчета уровней сервиса (SLA);
открытая для интеграции со сторонними системами архитектура, наличие документированного API.
Результаты
Главный результат внедрения системы мониторинга заключается в том, что в распоряжении руководства появился инструмент, позволяющий объективно оценивать состояние и качество ИТ-сервисов компании.
Из других важных для Заказчика результатов можно выделить следующие:
значительно сократилось время решения проблем, связанных с ИТ;
благодаря хранению статистической информации по загрузке ИТ-инфраструктуры, стало возможным отслеживать текущее состояние системы и проблемные места;
появилась возможность планировать дальнейшее развитие ИТ-инфраструктуры: модернизацию, расширение каналов связи и другие необходимые изменения.